Перерасчет услуг ЖКХ

Перерасчет услуг ЖКХ

Вероника Мелькова
ведущий юрист

С введением в 2011 году в действие Постановления Правительства № 354 собственники жилых помещений получили право осуществлять перерасчет платежей за коммунальные услуги на определенных условиях.

В соответствии с данным нормативным документом клиенты ЖКХ вправе контролировать грамотность начисления сумм к уплате, а при выявлении нарушений в расчетах могут потребовать с ресурсоснабжающей компании возврат средств, уплаченных сверх нормативов.

ЗАПИСЬ НА БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА

В 2015 году утвердили новую редакцию постановления. Согласно принятым изменениям, уточнены нормы потребления и порядок формирования счетов за коммунальные услуги.

Важно: перерасчет может быть осуществлен не только в сторону уменьшения, но и увеличения. Второй вариант актуален при следующих обстоятельствах:

  1. Сверка данных счетчика осуществлена несвоевременно. В такой ситуации оплата происходит по тарифам на каждого потребителя в жилом помещении, а нормативы стандартно предполагают необходимость в более высокой оплате, чем по показателям приборов.
  2. Самостоятельная врезка в трубопровод – актуально, если диаметр трубы больше, чем установленные законом размеры.
  3. Счетчик установлен с нарушениями, отсутствуют пломбы или нарушена целостность.

Касательно случаев, когда может быть проведен перерасчет данных в квитанции в меньшую сторону, необходимо рассмотреть подробнее.

В каких случаях производится?

Перерасчет услуг ЖКХСогласно положениям ПП № 354, в качестве оснований, достаточных для пересмотра стоимости ЖКХ, могут быть использованы следующие позиции:

  1. Временное непроживание жильцов в квартире в течение длительного периода, то есть пять дней и более. Если на объекте прописано несколько человек, то перерасчет будет выполнен после получения заявления от каждого жильца.
  2. Качество предоставляемых услуг не соответствует нормативам. Для этого потребуется провести специальные замеры, которые в дальнейшем будут использованы доказательствами в суде.
  3. Полное отсутствие услуг. В законе прописаны допустимые сроки, когда коммунальные услуги могут быть отключены.

Каждый отдельный случай предполагает наличие немалого количества нюансов, учет которых должен быть соблюден в обязательном порядке.

<< ДОСУДЕБНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ В УПРАВЛЯЮЩУЮ КОМПАНИЮ >>

Некачественное предоставление услуг

Перерасчет услуг ЖКХПриобрести доказательства некачественного предоставления услуг ЖКХ можно по данным экспертной оценки и проведения обязательных замеров. Так, оценка холодной воды устанавливается с учетом следующих показателей:

  • сила напора;
  • химический состав;
  • внешний вид;
  • степень жесткости.

Касательно горячей воды: дополнительно уточняется температура, которая по предусмотренным нормативам должна находиться в промежутке 60 — 75 градусов.

При установлении качества предоставления электроэнергии в первую очередь учитывается сила тока и напряжение.

Отопление оценивается по общему давлению в системе и на участках, а также температуре в жилом помещении, в отношении которой также выделены конкретные показатели.

Документы, необходимые для перерасчета

Перерасчет услуг ЖКХДля проведения расчетных действий по ЖКХ требуется предоставить ряд конкретных документов, при этом копии в обязательном порядке должны быть заверены органом, ответственным за их выдачу.

Если возникла нужда в подтверждении факта отсутствия собственника в жилом помещении, нужно позаботиться о предоставлении следующих позиций:

  • командировочное удостоверение или же приказ предприятия об отправлении гражданина в поездку;
  • билеты, используемые при проезде;
  • справка из медицинского учреждения о прохождении лечения с уточнением диагноза;
  • счета об оплате за проживание в гостинице или отеле;
  • если жилой объект под охраной специальной организации, подойдет справка от них с указанием, что в помещении в течение определенного периода никто не проживал;
  • справка из учебного заведения, детского дома, интерната или иной организации схожего формата о том, что заявитель (или член его семьи) проживал на территории данных учреждений круглосуточно;
  • справка из дачного или садового товарищества, подтверждающая факт проживания гражданина в дачном домике с указанием начала периода временного отсутствия;
  • иные документы, которые могут быть использованы для доказательства отсутствия жильца в квартире.

Касательно случаев с некачественным предоставлением услуг, потребителю требуется обратиться в диспетчерскую службу для фиксации претензии. Далее, компания проведет ряд экспертных мероприятий на предмет установления несоответствия услуг нормам качества. По окончании заявителю выдается акт о выполненных работах, который в дальнейшем прикрепляется к заявлению. Если же гражданин решил выполнить оценку за собственный счет, то нужно приложить заключение независимых экспертов.

По счетчикам

Перерасчет услуг ЖКХНаличие счетчиков дает право добиться перерасчета в следующих случаях:

  1. Из-за несовпадения данных потребителя и сведений, зафиксированных по результатам проведения проверки приборов учета сотрудниками снабжающей компании. В этом случае размер платежа может быть как увеличен, так и уменьшен.
  2. Если счетчик подключен к системе с игнорированием предписанных норм. При этом перерасчет происходит в соответствии с выводами комиссии организации, ответственной за проверку. Часто дополнительная плата взыскивается с потребителя, с учетом пропускной способности труб. Если проблематично установить, с какой даты прибор функционирует с нарушениями, доплата происходит за три месяца.
  3. Выявлен факт вмешательство в работу приборов учета. Перерасчет происходит со дня установки пломб или иных устройств, предоставляющих возможность уточнить наличие обстоятельства постороннего вмешательства в функционирование счетчика. Но доначисление может быть произведено только за период в три месяца.

Перерасчет услуг ЖКХВажно! Инициировать перерасчет по приборам учета вправе не только потребитель услуг, но и представитель снабжающей компании.

Услуги, не подлежащие перерасчету

Перерасчет услуг ЖКХСумма оплаты за отдельные ЖКУ не может быть изменена даже при наличии конкретных оснований:

  • за общедомовые нужды;
  • за водоотведение (отдельно от водоснабжения);
  • за отопление – перерасчет допустим при полном отключении или при выявлении факта нарушения температурного режима;
  • за газоснабжение – исключительно для отопительных целей.

Перерасчет услуг ЖКХВажно! Порядок перерасчета платы за отопление подразумевает обязательное обращение в суд. Чтобы достичь поставленных результатов, потребуется приложить немало подтверждающих документов.

Куда обратиться для перерасчета?

Перерасчет услуг ЖКХЕсли возникла необходимость в проведении перерасчета коммунальных услуг, потребителю нужно подать заявление с соответствующими требованиями в фирму, ответственную за их предоставление. Узнать ее реквизиты можно с использованием ежемесячной квитанции, где отражены не только платежные данные, но и сведения о ресурсоснабжающей компании.

Сам процесс таков:

  1. Подать заявление в фирму.
  2. Обратиться в контролирующие органы, будь то Роспотребнадзор или Госжилинспекция – сделать это следует сразу же.
  3. При отсутствии ответа от компании в течение трех дней, направить заявление в прокуратуру.

Если и это не помогло, то для получения удовлетворительного результата потребуется подать исковое заявление в суд. Сразу стоит подготовиться к длительным судебным тяжбам и затратам.

Сроки

Перерасчет услуг ЖКХПраво на подачу заявки для проведения перерасчета сохраняется за потребителем в течение 30 дней после возникновения причин для данной возможности. Если в качестве основания используется отсутствие жильцов в квартире, заявление можно подать еще до отъезда, тогда перерасчет будет учтен в квитанции за следующий платежный период. В этом случае максимальный срок составляет полгода. При более длительном отсутствии, потребуется повторная подача заявления.

Допустимо восстановление пропущенного времени, если гражданин способен подтвердить уважительность причин, в связи с которыми нарушен процессуальный порядок.

Касательно сроков на рассмотрение документов, они составляют до пяти рабочих дней.

<< РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГА ПО ЖКХ >>

Как заставить поставщика услуг сделать перерасчет?

Перерасчет услуг ЖКХКак показывает практика, ЖКХ не слишком стремятся проводить перерасчеты в меньшую сторону, поэтому потребителю добиться защиты собственных прав в отдельных ситуациях будет проблематично. Если УК отказывается производить изменения, важно получить от них мотивированный отказ в письменной форме. С ним и с документами, подтверждающими позицию заявителя, жильцу требуется направить жалобу или в Роспотребнадзор, или в прокуратуру, которые, на основании поданных сведений, проведут проверку. Часто этого достаточно, чтобы сподвигнуть компанию к проведению обоснованного перерасчета.

Если же добиться положительных результатов не вышло даже с участием контролирующих структур, остается направить требования в суд.

Перерасчет платежей за услуги ЖКХ может быть произведен, но при наличии достаточных оснований. Потребителю важно учитывать стойкое нежелание управляющих компаний уменьшать плату, поэтому следует перед обращением позаботиться о предоставлении подтверждающих документов – использование устных показаний не способствует достижению поставленной цели. Если возникли проблемы с доказательством своей позиции, можно воспользоваться услугами юриста – особенно актуально, если величина перерасчета составляет несколько тысяч.