Куда жаловаться на коллекторов

При первом звонке коллекторского агентства необходимо получить информацию о предъявляемых претензиях и сведениях лица, с которым ведется разговор.

Чужой долг

Куда жаловаться на коллекторов

Вероника Мелькова
ведущий юрист

Достаточно следовать алгоритму:

  1. Уточнить причину звонка и законные основания для инициации.
  2. Узнать детали чужой задолженности: наименование банка, реквизиты договора, величину займа.
  3. Обратиться в кредитное учреждение, перед которым по словам коллекторов, сформировалась задолженность.
  4. Подать претензию с требованием проверить актуальность персональных данных заемщика. Если установлено, что должник отмечен в базе с ошибочной информацией, потребуется изъять справку, подтверждающую этот факт, а также результаты обращения.
  5. Направить документ по адресу агентства.

ЗАПИСЬ НА БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА

Выполнение указанных действий достаточно, чтобы взыскатели, работающие в рамках закона, закончили преследовать гражданина. Но не всегда удается беспрепятственно разрешить проблему, что вынуждает обращаться в надзорные структуры:

  • ФССП;
  • прокуратуру;
  • НАПКА;
  • полицию;
  • Роспотребнадзор.

Чтобы понимать, противоправность работы коллекторов, необходимо изучить ФЗ № 230 от 2016 года, в котором определены положения, регламентирующие деятельность агентств.

Подготовка

Куда жаловаться на коллекторовДля достижения поставленного результата через обращение в правоохранительные органы нужно придерживаться конкретной последовательности:

  1. Каждый разговор с коллектором нужно записывать – материал в дальнейшем будет использован в качестве доказательства собственной позиции. Перед тем как включить фиксацию беседы, следует уведомить об этом собеседника.
  2. После этого потребуется заказать распечатку звонков.
  3. Если в ходе разговора взыскатель угрожает, грубо разговаривает или иным образом нарушает права заемщика, собранные материалы предоставляются полиции с заявлением о вымогательстве. Для этого нужны сведения о коллекторе, ответственном за совершение неправомерных действий.

<<КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЗВОНКОВ КОЛЛЕКТОРОВ>>

Помимо указанных инстанций, есть смысл обращаться и в иные уполномоченные службы – выбор в таких ситуациях зависит от особенностей протекания беседы.

Жалоба в ФССП

Куда жаловаться на коллекторовЕсли коллекторское агентство нарушает законодательство, необходимо обратиться в службу судебных приставов. Сделать это можно тремя способами:

  1. По номеру телефона доверия. Простой вариант для связи с центральной службой. Но лучше звонить в региональное отделение, к которому относится КА. Для получения контактов потребуется на сайте ФССП в разделе «Территориальные органы» выбрать соответствующий регион, после чего перейти во вкладку «Все телефоны».
  2. Через официальный сайт. В разделе «Обращения» в соответствующую форму внести запрашиваемые сведения, по возможности приложив письменные подтверждения позиции. Рассмотрение запроса осуществляется в течение месяца.
  3. При личном посещении. В этом случае понадобится письменная жалоба в ФССП, образец которой выдается в отделении.

На основании ФЗ № 230 служба приставов уполномочена провести внеплановую проверку агентства по жалобе гражданина для уточнения правомерности используемых методов взаимодействия с клиентами.

Жалоба в НАПКА

Куда жаловаться на коллекторовНекоммерческая организация, сформированная крупнейшими коллекторскими агентствами России, является эффективным вариантов для людей, чьи права были нарушены взыскателями. Цель НАПКА заключается в обеспечении функционирования цивилизованного рынка по истребованию задолженностей по кредитам.

Подать запрос можно через официальный сайт (http://www.napca.ru/napravit-zhalobu/) с использованием специальной формы. Но приложить доказательства нарушения не выйдет. В течение недели с момента подачи запроса заявитель получает уведомление о проведенных действиях. Если при проверке выявлены незаконные методы воздействия, то КА может быть исключено из ассоциации.

Заявление в прокуратуру

Куда жаловаться на коллекторовПрокуратура — правоохранительная структура, уполномоченная совершать действия, недоступные полиции и иным ведомствам.

К примеру, СК инициирует прокурорские проверки, на основании которых открываются дела по выявленным правонарушениям.

Ходатайствовать о защите собственных прав подается различными способами, но рекомендуется личное посещение. Бланк допустимо заполнить сразу же – образец есть на официальном сайте прокуратуры.

Жалоба в Центробанк

Куда жаловаться на коллекторовПретензия в Центральный Банк актуальна в случае, если по вине банка произошло:

  • распространение персональных сведений;
  • утечка данных, касающихся членов семьи или иных родственников;
  • незаконная уступка прав требования задолженности;
  • внесение в договор положений, которые признаются заведомо убыточными для заемщика.

Куда жаловаться на коллекторовВажно понимать, что ЦБ в первую очередь регулирует деятельность банков, поэтому и спрос будет с них – к коллекторскому агентству Банк России не может предъявить требования. То есть если от взыскателей поступают угрозы или используются методы психологического давления, то Центральный Банк в этом случае бесполезен, т. к. не является правоохранительным органом, а служит контролирующей структурой, в сфере финансов.

Заявление в полицию

Куда жаловаться на коллекторовЗаявление в полицию актуально в криминальных случаях. В ситуациях с коллекторами подается, если применялись:

  • угрозы физической расправы или порчи имущества – при звонке, при личной встрече, через третьих лиц или социальные сети;
  • намеренная порча имущества должника;
  • насильственные действия в отношении неплательщика или его близких лиц;
  • вымогательство или шантаж;
  • мошенничество или введение собеседника в заблуждение.

В этой ситуации предоставление доказательств обязательно. Пригодятся любые подтверждения собственной позиции:

  • аудио и видеозаписи;
  • распечатки звонков, СМС-сообщений;
  • свидетельские показания.

После предоставления доказательств сотрудниками полиции проводится проверка на уточнение соответствий реальным данным.

Не редкость, когда коллекторы сами угрожают обращением в правоохранительные структуры для возбуждения дела в отношении заемщика, игнорирующего необходимость в погашении долга, основываясь на том, что гражданин нарушает положения договорных отношений. Однако такие ситуации не попадают под юрисдикцию полиции, поэтому не следует опасаться подобных угроз.

Куда жаловаться на коллекторовВажно! В обязанности потерпевшего не входит сбор доказательной базы на основании ст. 74 УПК. Но помощь в предоставлении информации увеличит шансы на наказание виновного.

Жалоба в Роскомнадзор

Куда жаловаться на коллекторовНаправление претензии в Роскомнадзор актуально, если:

  • гражданин не давал согласия на использования персональных данных;
  • гражданин дал согласие на обработку персональных данных, но лишь для проверки платежеспособности и кредитной истории, однако впоследствии были выявлены случаи использования информации не по назначению;
  • коллекторы разглашают сведения о неплательщике и кредитных обязательствах путем размещения информации в сети, на реальных площадках, звонками работодателю или родственникам.

Претензия подается на официальном сайте структуры, где предусмотрен специальный раздел для заявлений, касающихся несоблюдения законных требований по защите персональных данных. Стандартная форма ходатайства предполагает необходимость в указании некоторой информации: Ф. И. О., адрес электронной почты и суть жалобы. Допускается прикрепить доказательства файлом или архивом, размер которого не превышает 15 мегабайт.

Жалоба в Роспотребнадзор

Куда жаловаться на коллекторовЗащита собственных прав и интересов путем направления заявления в Роспотребнадзор реализуется, если:

  • должник не уведомлялся о смене кредитора или сообщение поступило с нарушением установленных сроков – банк обязан проинформировать неплательщика в течение тридцати дней;
  • нарушены нормы обработки персональной информации;
  • клиент обнаружил нарушения в процедуре передачи прав требований.

Обращение реализуется через официальный сайт ведомства путем подачи заявления в онлайн-режиме с приложением документов (до 5 мегабайт) либо при личном посещении территориального подразделения.

Для проведения проверки придется подкрепить собственную позицию доказательной базой. Рассмотрение претензии происходит в течение тридцати дней с даты официальной регистрации.

Заключение

Действия сотрудников коллекторского агентства заходят слишком далеко, что подразумевает нарушение законных прав заемщика. Для защиты собственных интересов должнику доступно несколько инстанций для подачи жалобы.

Какой вариант выбрать зависит от индивидуальных обстоятельств конкретной ситуации. Но в любом случае потребуется соблюсти процессуальный порядок направления претензии, а также обеспечить сотрудников правоохранительных органов пакетом подтверждающих документов.

Нужно понимать, что у коллекторов большой опыт в общении с незнающими клиентами, которые поддаются незаконным угрозам. Важно стоять на своем, для чего потребуется изучить положения Федерального закона № 230 от 2016 года – данный нормативно-правовой акт обеспечивает регламентом деятельность взыскателей.

Написать ответ

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Required fields are marked *