Кто такие коллекторы

Кто такие коллекторы

Денис Яковлев
ведущий юрист

Коллектор – это частное лицо или сотрудник специализированного агентства, который в соответствии с действующими нормами законами осуществляет взыскание задолженностей или обеспечивает взаимодействие между кредитным учреждением или должником для погашения займов и иных невыполненных обязательств.

На практике коллекторы действуют сообща, формируя агентства. Данный вариант считается оптимальным ввиду использования специфических психологических инструментов для привлечения заемщика к выполнению условий достигнутого ранее соглашения.

Организации такого характера в российских реалиях ведут деятельность таким образом:

  1. При заключении агентского договора с банковской фирмой. В качестве вознаграждения за выполненную работу выступает процент от взысканных сумм, который при стандартных условиях приравнивается к 25%. В таком случае КА выступает как посредник.
  2. При приобретении проблемной задолженности по договору цессии. В данной ситуации происходит передача прав требования от банка к агентству. Стоимость выкупа долга может достигать 50% от величины кредита. После чего коллекторы приступают к стандартным мероприятиям взыскания невыполненных обязательств.
  3. В качестве подразделения в составе банка. Редкий вариант, с каждым годом становится все менее популярным. В текущих условиях используется учреждениями с высоким процентом выдачи сомнительных займов.

ЗАПИСЬ НА БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА

Помимо самих коллекторов, в состав агентства включаются:

  1. Юристы. В первую очередь необходимы для исследования структуры собственности должников, выделения допустимых инструментов воздействия в конкретном случае, а также для нивелирования конфликтов в случае возникновения претензий со стороны клиентов и недобросовестных заемщиков.
  2. Финансовый аналитик, офис-менеджер, бухгалтер. Все эти специальности считаются обязательными для больших агентств.
  3. Психолог. Привлекается руководством не только для работы с персоналом, который большую часть времени находится в стрессовом состоянии, но также для обучения кадровых поступлений.
  4. Также в составе отражаются иные должности, в зависимости от политики компаний и показателей.

Кто такие коллекторыКоллектор обязан действовать в рамках ФЗ 230, в котором отражены права и обязанности сотрудников агентства. Ранее работа взыскателей была криминальной, так как строгого регламента для деятельности таких фирм попросту не существовало.

В связи с чем они до сих пор воспринимаются как бандиты, использующие физическое давление, угрозы и иные противоправные методы. Однако данный образ уже давно не актуален, так как подобные схемы отслеживаются правоохранительными органами. Поэтому тем лицам, которые стали жертвой коллекторских агентств, необходимо изучить правовые положения, касающиеся взыскателей.

Как стать коллектором?

Кто такие коллекторыВ первую очередь необходимо уточнить, что основная деятельность взыскателя – это постоянное взаимодействие с должниками в жестких и иногда даже грубых интонациях. Коллектору важно убедить неплательщика погасить долг, объяснив возможные юридические последствия, предоставив допустимые пути решения и т.п. Также в функции сотрудника агентства входят следующие позиции:

  • сбор сведений о должнике;
  • оформление финансовой отчетности по делам;
  • множество действий с просроченной задолженностью, будь то: расчет сроков, ставок, выявление путей разрешений проблемы, сбор документов для подачи в суд исковых требований.

В учебных заведениях нет отдельной специальности, подходящей для коллекторов. Людей с опытом работы в данном направлении не слишком много, поэтому набор в агентство осуществляется индивидуально с учетом работы в идентичных сферах.

<<КОЛЛЕКТОРЫ ЗВОНЯТ ПО ЧУЖОМУ ДОЛГУ>>

Критерии:

  1. Предпочитаемое образование: юридическое, военное, педагогическое или психологическое. Ценятся претенденты, закончившие ВУЗ по специальности, связанной с работой в правоохранительных ведомствах. Существуют специальные курсы коллекторов – их завершение может стать решающим при устройстве на работу.
  2. Отдельно оценивается опыт работы. Лучший вариант – сотрудник отдела по взысканию долгов в любом кредитном учреждении. Высокая востребованность по бывшим работникам банка, МВД, ВС РФ и из иных схожих ведомств. Обращают внимание на простых обзвонщиков, ранее зарабатывавших в call-центрах.
  3. Все вышеуказанные параметры не будут значимы, если коллектор не обладает достаточными навыками.

Данный критерий стоит разобрать подробнее:

  1. В первую очередь важно то, как общается кандидат: если существует страх или отторжение при ведении беседы, то нет смысла подавать заявку для работы коллектором.
  2. В то же время претендент должен обладать низким уровнем эмпатии – деятельность по взысканию затруднится, если взыскатель вдруг начнет сопереживать должнику.
  3. Понадобится умение пользоваться компьютерными программами и интернет-ресурсами: справочные системы, базы данных, сервисы государственных ведомств – все это потребуется для получения полной информации о неплательщике.
  4. Знание основ бухгалтерского учета. Нет нужды разбираться в тонкостях, так как этим будут заниматься специалисты отдельно, но для успешного анализа деятельности рядового должника, нужно понимать, как формируется задолженность с учетом последствий и возможных решений.
  5. Знание иностранных языков – актуально для столичных или туристических регионов. Однако ценится в первую очередь не английский язык, а языки Средней Азии и Кавказа, так как представители данных регионов становятся клиентами коллекторских агентств.
  6. Несмотря на то, что взыскатель большую часть времени занимается телефонными звонками, работодатель предпочитает мобильных сотрудников, так как сотрудникам приходится разъезжать по городу / региону / стране и ловить неплательщика для получения разъяснений.

В любом случае, каждая заявка оценивается индивидуально: в некоторых агентствах предусмотрены лояльные требования, в других же пожестче – поэтому и оценка кандидатуры может различаться в зависимости от обстоятельств.

Почему становятся коллекторами?

Кто такие коллекторыОграниченные права коллекторов, перечень ограничений и обязательств, стресс, частые конфликтные ситуации – это не может сделать данную профессию привлекательной без достаточной оплаты. Заработная плата взыскателя определяется с учетом оклада и процента с взысканной задолженности, которые может быть установлен в диапазоне от 5% до 30%. Поэтому итоговый заработок профессионала зависит от успехов.

Что касается возможных перспектив после работы коллектором, можно отметить, что таких людей охотно берут банки, розничные фирмы и иные организации, которым требуется сотрудник с опытом жестких коммуникаций.

Организационные требования для агентства

Кто такие коллекторыРабота коллекторских агентств отслеживается Федеральной службой судебных приставов. Чтобы деятельность фирмы была признана законной, необходимо получить регистрацию в специальном реестре и обеспечить соответствие ряду ключевых требований:

  • форма – хозяйственное общества;
  • основной вид деятельности – возврат задолженностей;
  • объем чистых активов – не менее 10 миллионов рублей;
  • объем обязательной страховки ответственности – не менее 10 миллионов рублей в год;
  • собственный сайт;
  • оборудование и программное обеспечение – с учетом минимальных критериев ФССП.

Кто такие коллекторыКоллектором может стать человек, который не имеет непогашенной судимости и психологических отклонений.

Что примечательно, после введения закона, обязывающего агентства в обязательном порядке регистрироваться, их количество существенно снизилось. По данным 2018 года всего по стране ведут деятельность около 230 компаний, тогда как до 2016 года функционировало более тысячи фирм.

Что могут делать коллекторы?

Кто такие коллекторыПо принятым нормам закона, взыскатели вправе применять любые варианты для установления контакта с неплательщиком. То есть коллектор может связываться:

  • через аккаунты в социальных сетях;
  • с помощью телефонного звонка;
  • при личном посещении;
  • по месту работу.

После получения актуальной информации, сотрудник агентства применяет допустимые методы, но исключительно с соблюдением ряда конкретных требований:

  • текстовые сообщения: 2 раз в сутки, 4 раз в неделю, 16 раз в месяц;
  • телефонные звонки: 1 раза в сутки, 2 раз в неделю, 8 раз в месяц;
  • личные встречи: 1 раз в неделю;
  • режимные ограничения: в рабочие дни с 8 часов до 22 часов, в выходные и праздничные с 9 часов до 20 часов.

Если ни один из законных способов не дал результатов, то коллеторские агентства направляют исковые требования в суд. Как показывает судебная практика, в большинстве случаев должник после вынесения решения вынужден взаимодействовать с исполнительными сотрудниками ФССП. При таком развитии событий неплательщик может потерять все свое имущество, которое пойдет в счет оплаты долга.

Любое взаимодействие с должником должно быть прекращено, если:

  • в ходе судебных разбирательств неплательщик был признан банкротом;
  • подтверждена недееспособность гражданина;
  • нарушитель признан инвалидом первой группы или является лицом, не достигшим совершеннолетия.

Кто такие коллекторыВо избежание ситуаций с нарушением прав и интересов, рекомендуется привлечь в качестве защитника стороннего представителя – адвоката.

Что коллекторы не вправе делать?

Кто такие коллекторыВ обществе до сих пор распространено мнение о вседозволенности взыскателей. Однако круг их возможностей существенно ограничен, что делает взаимодействие с ними далеко не столь стрессовым, каким оно было четыре года назад. Но должникам для сохранения собственных прав необходимо в первую очередь изучить, что взыскатели не могут использовать в своей деятельности:

  1. Взаимодействие допустимо исключительно с самим неплательщиком. Если возникла необходимость в контакте с родственниками, работодателем или иными лицами, то следует для начала обзавестись согласием как должника, так и указанных людей.
  2. Любое использование физического насилия или угроз его применения преследуется по уголовным статьям.
  3. Недопустима порча имущества, принадлежащего неплательщику;
  4. запрещена реализация любых мер, которые несут опасность для жизни и здоровья человека.
  5. Грубое психологическое воздействие, унижение чести и достоинства – все это считается противоправным.
  6. Запрещено разглашение персональных сведений о неплательщике, информации о задолженности (срок погашения, размер, условия получения и т. п) без согласия самого заемщика. То есть размещение данных на стенах, на информационных площадках интернета или их сообщение третьим лицам, может быть использовано в качестве основания для привлечения агентства к ответственности за разглашение персональных сведений.
  7. Один должник – одно коллекторское агентство. Если с неплательщиком связываются сразу несколько компаний, необходимо обратиться к банку за разъяснениями.
  8. Информация о КА должна быть открыта. Более того, в каждом сообщении и в каждом звонке сотрудник в первую очередь должен представиться сам и представить свою фирму.
  9. Нельзя описывать и изымать имущество. Ввиду низкой правовой осведомленности граждан, немало агентств рискуют и спекулируют данным фактом, угрожая арестом вещей для их последующей продажи. Важно понимать, что такой вариант взыскания сохранен исключительно за судебными приставами.

При первом взаимодействии с коллекторами рекомендуется попросить их перезвонить завтра, чтобы до следующего звонка изучить все ключевые особенности их работы.

Каковы обязанности коллекторов?

Кто такие коллекторыПеречень обязанностей взыскателей формируется с учетом их прав и ограничений:

  • обеспечение соответствия всем требованиям нормативных актов;
  • запись беседы при ведении переговоров с неплательщиком и своевременное уведомление о данном факте;
  • хранение всех сообщений, документов и записей по каждому делу работы с должником;
  • соблюдение принципа конфиденциальности сведений.

Также сотрудники агентств должны обеспечить своевременное предоставление отчетности в ФССП о результатах процесса по возврату задолженности.

Как они работают?

Кто такие коллекторыНесмотря на отсутствие четкого регламента, касающегося взаимодействия с должниками, коллекторы все же придерживаются стандартной инструкции:

  1. На первой стадии, которая длится от одного до трех месяцев и называется soft-collection, неплательщик уведомляется о:
  • передаче долга в конкретное агентство;
  • необходимости его возврата;
  • причинах, почему не стоит просрочивать требования – последствиях.

При этом общение со временем будет все более жестким и настойчивым.

  1. Второй этап, или hard-collection, подразумевает личные встречи. Сотрудники агентства приглашают неплательщика в офис для обсуждения возможных путей решения, но в подавляющем большинстве случаев коллекторы вынуждены самостоятельно посещать должника. При этом последний имеет полное право не пускать таких посетителей в свой дом. Поэтому взыскатели приходят к нарушителю на работу и там уже ведут беседу. На этой же стадии коллекторы связываются с поручителями и «обрабатывают» их.
  2. Если ни звонки, ни личные встречи не помогли с разрешением ситуации, взыскатели обращаются в суд. Однако данный вариант используются крайне редко ввиду конкретных причин:
  • срок разбирательства зачастую растягивается на несколько месяцев;
  • сам процесс достаточно дорогостоящий, поэтому иск оправдан лишь в том случае, если человек задолжал крупную сумму – не менее 500 тысяч рублей;
  • суд вполне может частично принять позицию ответчика, списав начисленные проценты, комиссии или даже часть долга.

Но все же в большинстве случаев закон на стороне взыскателя. Поэтому при наличии крупных долгов и отсутствии внятного обоснования несоблюдения положений кредитного соглашения, рекомендуется начинать работать с банком с самого начала, чтобы не допустить передачу задолженности коллекторам.